СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ КАДРОВ. КЛЮЕВ В.К. ТРАНСФОРМАЦИЯ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОТВЕТ НА ЦИФРОВИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВА

    Одним из  приоритетов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (2018-2024) [1], зафиксированном в федеральном проекте «Кадры для цифровой экономики» [3], является подготовка компетентных специалистов, призванных трансформировать рынок труда и сферу образования согласно новым потребностям, обеспечить повышение конкурентоспособности России на глобальном уровне. Цифровые технологии пронизывают всё пространство жизни современного социума и будущее неразрывно связано с их использованием во всех сферах человеческого бытия.

    В частности, Федеральный проект «Цифровая культура» [4] Национального проекта «Культура» (2019-2024) [2] предусматривает повышение доступности и возможности участия граждан в культурной жизни путем цифровизации услуг культуры и формирования информационного пространства знаний, а также многократное увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры.

    Очевидным общедоступным информационным посредником, средством преодоления цифрового неравенства, формирования информационного пространства жизни и развития цифровой грамотности различных групп населения, поисковым экспертом и своеобразным повседневным цифровым консультантом по применению цифровых технологий и онлайн-сервисов, местом активной дигитализации (взаимопроникновения компьютерной составляющей и повседневных социальных практик) по факту своей базовой деятельности выступают публичные общедоступные библиотеки, поэтому их сотрудники должны обладать спектром необходимых многообразных профильных компетенций. В последнее время ведущие специалисты-практики предметно обращаются к рассмотрению данных аспектов библиотечного функционала [см., в частности 11].

     Понятие «компетенция» отражает совокупность знания, применимого и применяемого на практике, объединяет способности и мотивацию, характеризует функциональный потенциал сотрудника. В данном контексте важно гармоничное сопряжение задач собственно профессиональной деятельности библиотечно-информационного специалиста и содержания его обучения, прежде всего, в рамках наиболее распространенного в настоящее время образовательного формата – отраслевого бакалавриата.

     В процессе подготовки в 2013-2014 гг. по заданию Министерства культуры Российской Федерации проекта Профессионального стандарта «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности» нашей рабочей группой в него были заложены актуальные «цифровые» трудовые функции, а также перспективные требования к необходимым знаниям и умениям.  К сожалению,  приходится в очередной раз констатировать, что этот документ, прошедший все необходимые отраслевые и внешние экспертизы, так и остаётся в статусе подготовленного к утверждению проекта  [9].

    В проекте профстандарта обозначен комплекс таких трудовых функций, как стационарное и нестационарное обслуживание пользователей электронными документами, организация обслуживания в режиме удалённого доступа; комплектование библиотечного фонда печатными и электронными документами, сетевыми информационными ресурсами; микрофильмирование и оцифровка библиотечного фонда; организация электронных каталогов; создание и эксплуатация электронных информационных ресурсов (базы данных, сайты, электронные коллекции, электронные библиотеки, электронные хранилища); справочно-библиографическое и информационное обслуживание в режимах удалённого доступа. Среди так называемых трудовых действий: осуществление процесса оцифровки документного фонда; цифровая обработка электронных копий документов программными средствами; проектирование электронного информационного ресурса; ведение (эксплуатация, актуализация, модернизация) web-ресурсов библиотеки (включая генерируемые базы данных); обеспечение доступа к электронному каталогу в локальном и удалённом режимах; предоставление электронных документов и организация  удалённого доступа к электронной и сетевой информации по запросам пользователей; приём и выполнение (в том числе в удалённом режиме) поступивших информационных запросов; обучение пользователей библиотеки   информационным технологиям и работе в сети Интернет, формирование медийной культуры; использование коммуникативных средств социальных сетей и wiki-технологий; проведение профессиональных консультаций пользователей в режиме онлайн; организация и проведение методических мероприятий в дистанционных формах.

    В подготовленном отраслевом профессиональном стандарте выделен круг необходимых знаний и умений сотрудников библиотек, включая информационно-коммуникационно-технологические, которые, по сути, должны формироваться в процессе обучения в бакалавриате.

    Так, в числе требующихся знаний: основы информатики и научно-информационной деятельности; нормативные документы, регламентирующие создание, регистрацию и использование электронных информационных ресурсов, а также рынок электронных продуктов и услуг; методики формирования медийной культуры; специфические свойства и назначение электронных информационных ресурсов; основы организации и  использования электронных каталогов, а также других информационно-поисковых систем; виды информационного поиска; типовые алгоритмы информационного поиска в локальных и сетевых ресурсах; информационные сетевые ресурсы и поисковые  возможности баз данных; возможности глобальных и национальных сетевых поисковых сервисов  и  интернет-справочников; методы библиографического поиска в локальных и сетевых электронных ресурсах; поисковые возможности электронных информационных ресурсов различного назначения; технологический процесс оцифровки документов; особенности сохранения электронных документов; методики создания электронных выставок библиотек; методы анализа информационных ресурсов; технологии создания, ведения, эффективной эксплуатации, хранения и защиты электронных информационных ресурсов; медиаресурсы информационного рынка и  возможности их использования; показатели, критерии и методы оценки качества различных видов электронных информационных ресурсов.

     В ряду профильных умений: свободное владение информационными технологиями (в том числе электронными и мобильными устройствами, компьютерными программами) и умение их применять в процессах библиотечного обслуживания; использование информационно-телекоммуникационных технологий для реализации библиотечных проектов и программ; идентификация, анализ и структурирование данных; выбор форм свертывания информации, адекватных информационному объекту; конвертирование различных форматов цифровых данных; обеспечение долговременного эффективного хранения и актуализация электронного информационного ресурса; свободная ориентация в базах данных и интернет-ресурсах различного назначения; использование программно-технических средств и информационных методов поиска в сетевых ресурсах и сервисах; осуществление адекватного выбора поисковой системы и релевантное формулирование запроса; владение технологиями работы на современных аппаратах оцифровки документов и долговременного сохранения цифровых  копий; обучение пользователей работе с электронными информационными ресурсами; владение информационно-телекоммуникационными технологиями для продвижения и сопровождения культурно-досуговых услуг, включая представительство в социальных сетях; использование информационно-телекоммуникационных технологий для осуществления мониторинга и диагностики библиотечно-информационной деятельности, проведения профильных научных и прикладных исследований, в методической работе библиотеки.

    Что касается формирования цифровых компетенций в процессе подготовки бакалавров библиотечно-информационной деятельности, то в образовательных стандартах третьего поколения (ФГОСы ВО 3, 3+ и 3++) они предусмотрены, но официально не соотнесены (даже в «заточенном» на сопряжение с профстандартом последнем ФГОСе ВО 3++) [8] напрямую с требованиями проекта отраслевого Профессионального стандарта, который не стал нормативным документом, поэтому не может рассматриваться в качестве официального ориентира для моделирования содержания профессионального образования.

    Обозначим стандартизированные «цифровые» компетенции выпускников, предусматриваемые для отраслевого бакалавриата разными ФГОСами третьего поколения, разработанными в профессиональной части при нашем непосредственном участии.

         В первом образовательном стандарте третьего поколения (ФГОС ВПО 3, 2010) по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» [6]  представлены 16 общекультурных компетенций (ОК), в частности, три «информационно-цифровые»: способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной  тайны (ОК-11); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

    Было предусмотрено также формирование в процессе освоения программы профильного бакалавриата 41 профессиональной компетенции (ПК), в том числе с актуальной «информационной коннотацией»: готовность к взаимодействию с потребителями информации, готовность выявлять и качественно удовлетворять запросы и потребности, повышать уровень их информационной культуры (ПК-2); способность формировать документные фонды, базы и банки данных, обеспечивать их эффективное использование и сохранность (ПК-3); готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий (ПК-4); способность к выявлению, анализу и оценке информационных ресурсов общества (ПК-27); способность к информационной диагностике предметной области и информационному моделированию (ПК-29); готовность к информационному сопровождению и поддержке профессиональных сфер деятельности (ПК-33); готовность к формированию информационной культуры пользователей библиотеки (ПК-37). Однако напрямую к «цифровым» можно отнести из данного перечня только ПК-4.

      В так называемом модернизированном  ФГОСе ВО 3+ уровня бакалавриата (2016) [7] в обязательном формате отражено меньше общекультурных компетенций – 11, но они более ёмкие по формулировкам. В интересующем нас контексте вместо прежних трёх выделена одна ОК-11: способность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, навыков работы с компьютером как средством управления информацией. Одновременно, наряду с прежними по базовым формулировкам, но поменявшими нумерацию профессиональными, нами – разработчиками были выделены шесть общепрофессиональных компетенций (ОПК), но они не стали новыми, а специально напрямую заимствованы из  наиболее общих ранее представленных (во ФГОСе ВПО 3) профессиональных компетенций. В их числе и ОПК-1 (прежняя ПК-4) - готовность к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. Из новых с «цифровым акцентом» централизованно была обозначена только одна ОПК-6: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.

         В вводимом повсеместно в действие с сентября 2019 г. актуализированном ФГОСе ВО 3++ отраслевой бакалаврской подготовки (2017) [8] разработчиками значительно сокращено количество всех видов компетенций, которые укрупнены по формулировкам и прослеживается чёткая ориентация специальной подготовки, при отсутствии утверждённого базового профстандарта, на так называемые сопряжённые профессиональные стандарты. В их числе мы акцентировали и профессиональный стандарт «Специалист по информационным ресурсам» (2014) [5], позволяющий привнести вполне предметную «цифровую составляющую» обучения бакалавров библиотечно-информационной деятельности. На министерском уровне для бакалавриата любого направления подготовки в новом стандарте предусмотрено 8 универсальных компетенций, не отражающих теперь информационно-цифровой конкретики.  Из выделенных там же четырех ОПК, ориентированных на всю укрупнённую группу направлений подготовки «Культуроведение и социокультурные проекты» (в которую входит и библиотечно-информационная деятельность), в категорию компетенций «Информационная культура» целиком перекочевала в статусе ОПК-3 прежняя ОПК-6.

      Полностью изменились формулировки собственно профессиональных компетенций, которые теперь отражены не во ФГОСе, а в Примерной основной образовательной программе (ПООПе), подготовленной (2018) межвузовской рабочей группой нашего отраслевого Учебно-методического совета, проект которой размещён на официальном ресурсе Министерства науки и высшего образования Российской Федерации – Реестре Примерных основных образовательных программ высшего образования [10]. При моделировании профессиональных компетенций их формулировки были нами содержательно соотнесены с выделенными в качестве сопряженных утверждёнными профессиональными стандартами смежных предметных областей деятельности, имеющийся проект профстандарта специалиста библиотечно-информационной деятельности принимался во внимание только факультативно. На основе обозначенных в действующих сопряжённых профстандартах трудовых функций мы выделили соответствующие задачи профессиональной деятельности и сформулировали необходимые для их достижения компетенции, обобщённые по смысловому наполнению. Была осуществлена дифференциация профессиональных компетенций на обязательные (ПКО) и рекомендуемые (ПК), их общее количество значительно сокращено. Обязательных профессиональных компетенций теперь всего 9 и ещё 4 рекомендуемых (это вместо 41 профессиональной компетенции во ФГОСе ВПО 3 2010 года!).

      Для решения одной из выделенных в проекте ПООП технологических задач профессиональной деятельности – «Освоение и применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечно-информационной деятельности» предусмотрено формирование профильной обязательной компетенции (ПКО-5):  готовность  к овладению перспективными методами библиотечно-информационной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на общий характер формулировки, обозначены очень конкретные индикаторы её достижения, в частности, знания основных направлений автоматизации библиотечно-информационных процессов, объектов автоматизации и программно-технических средства их реализации; технологических возможностей, типовой структуры автоматизированной библиотечно-информационной системы (АБИС), назначения отдельных подсистем и автоматизированных рабочих мест (АРМ); принципов организации и функциональных возможностей корпоративных библиотечно-информационных систем и сетей. Среди практических характеристик освоения данной компетенции - умение использовать в библиотечной практике различные виды информационно-коммуникационных технологий, формировать и использовать адекватные запросам электронные информационные ресурсы; владение навыками создания электронных информационных ресурсов и работы в АБИС.

      Среди дополнительных профессиональных компетенций отраслевых бакалавров в проекте ПООПа предусмотрена обеспечивающая реализацию той же технологической информационно-коммуникационной задачи рекомендуемая компетенция (ПК-1) - готовность к участию в проектировании, создании и эффективной эксплуатации электронных информационных ресурсов. Она предполагает знание классификации и технологии создания различных видов электронных информационных ресурсов; умение проводить сравнительный анализ электронных информационных ресурсов и выявлять целевые группы их пользователей, выбирать эффективные средства создания и модернизации различных видов электронных информационных ресурсов; владение общей и специальными технологиями создания электронных информационных ресурсов.

      Таким образом, можно констатировать, что современное высшее библиотечно-информационное образование на базовом бакалаврском уровне подготовки кадров в целом содержательно отражает текщие и учитывает перспективные компетентностные требования развивающейся цифровой среды функционирования библиотеки и глобального цифрового общества в целом. В рамках освоения основной образовательной программы студенты отраслевого бакалавриата изначально концептуально, а затем и в инструментальном плане осваивают функционально необходимые знания, умения и навыки, позволяющие формировать устойчивые, мобильно развиваемые и трансформируемые прикладные актуальные цифровые профессиональные компетенции. При этом новая нормативная база стандартизации высшего образования позволяет учебным заведениям, наряду с формированием предусмотренных централизовано (ПООПом по направлению подготовки) базовых обязательных профессиональных компетенций, по своему усмотрению формулировать и самостоятельно отражать в образовательной программе конкретного вуза перечень дополнительных - исходя из профиля программы бакалавриата, а также на основе анализа практики и требований работодателей к выпускникам. Следовательно, педагогам важно быть готовым к постоянной модернизации компетентностного ряда профессионального обучения, необходимого для адаптации бакалавров библиотечно-информационной деятельности к цифровой среде и формирования  актуального «сетевого мышления» библиотечных специалистов в контексте вызовов цифровой экономики.

 Список источников

  1. 1. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. – М., 2018. – 52 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319432/
  2. 2. Паспорт национального проекта «Культура»: утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. – М., 2018. – 52 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319207/
  3. 3. Паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». – М., 2018. – 41 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://files.data-economy.ru/Docs/Pass_EduHR.pdf
  4. 4. Паспорт федерального проекта «Цифровая культура» национального проекта «Культура». – М., 2018. – 10 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://new.avo.ru/documents/33446/1306658/%D0%A6%D0%B8%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0.pdf/8a02a0a3-573d-ea8e-a59c-4313043e4676
  5. 5. Профессиональный стандарт «Специалист по информационным ресурсам» утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 629 н; регистрационный номер 148. – М.. 2014. – 16 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169629/23ec671fa29ee3587c006b7aebad7188239751bd/
  6. 6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация (степень) «бакалавр»): утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 3. – М, 2010. – 28 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98102/7ae94b47901b56f4fb1c27f031cac3fd9aec3586/
  7. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность (уровень бакалавриата): утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 1001. – М, 2016. – 20 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204040/14ec70243fbd770815961f692a191b0be1fad58a/ 
  8. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность: утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2017 г. № 1182. – М, 2017. – 19 с. [Электронный ресурс].   – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_287594/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518
  9. 9. Профессиональный стандарт «Специалист в области библиотечно-информационной деятельности»: проект. – М., 2014. – 36 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PNPA&n=5277#00717229942682095
  10. 10. Примерная основная образовательная программа. Направление подготовки (специальность) 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Уровень высшего образования - бакалавриат: проект. – М., 2018. – 121 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rpoop.ru/poop/cdba0788f7aa4df08f6ceb04f2bcf3a1
  11. 11. Михнова И.Б. Цифровые кураторы и библиотека: ищем точки пересечения / И.Б. Михнова // Территория L. – 2019. - № 41 (15 марта). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gazetargub.ru/?p=10068
  12. 12. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты: инфографика. – М., 2019. – 56 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf

  

Сведения об авторе

Клюев Владимир Константинович – кандидат педагогических наук, профессор; заведующий кафедрой управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры; профессор кафедры информационно-аналитической деятельности Московского государственного лингвистического университета; председатель Учебно-методического совета вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности; kluevvlad@yandex.ru

 

К оглавлению выпуска

цифровизация науки, информационная компетенция, формирование общекультурных и профессиональных компетенций., content-analysis, проекты, информационная культура, Library education, information environment, информационная среда, образовательный стандарт

05.08.2019, 878 просмотров.