2014 Выпуск 1 (сентябрь)

Выпуски журналов2014 Выпуск 1 (сентябрь)

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВОЕННО-МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА С РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ Герасимов А.П.

В статье обобщен педагогический опыт Московского военно-музыкального училища Министерства обороны Российской Федерации в духовно-нравственном воспитании учащихся. Раскрывается методика организации взаимодействия светского образовательного учреждения и Русской православной церкви в современных социокультурных, экономических и политических условиях. Показана эффективность данной методики в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодёжи, сохранении и преумножении традиционной культуры России.

In article pedagogical experience of the Moscow military-musical school of the Ministry of Defence of the Russian Federation in spiritually-moral education of pupils is generalised. The technique of the organisation of interaction of secular educational institution and Russian Orthodox Church in modern социокультурных, economic and political conditions reveals. Efficiency of the given technique in spiritually-moral and patriotic education of youth, preservation and преумножении traditional culture of Russia is shown.

 

Ключевые слова: светское образование, Русская православная церковь, воспитание, музыкальное воспитание, патриотическое воспитание.

Secular education, Russian Orthodox Church, education, musical education, patriotic education.

САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ РОССИЯН В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Сладкова О.Б.

Рассматривается влияние информатизации на процесс самоидентификации россиян. Констатируется умножение идентификационных оснований самоопределения человека в информационном обществе. Предлагается многофакторная модель идентификации современного россиянина, обусловленная глобальными явлениями и событиями, а также особенностями национальной, политической, культурной жизни.

There are considerated the influence of informatezation to process of identification of the Russain. There are constanted that in the condition of information society the numbers of identification basises are increased. The author offers the model of identification of the modern Russain, that call forth national, cultural, political specific life.


 

Ключевые слова. Идентификация, самоопределение, индикационные основания, многофакторная модель, современное российское общество, информационное общество.

Self-identification, identification, the modern Russain society, basises of identification, the model of identification, information society.

 

РОМАН А.С.ПУШКИНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН”. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПОЭТА И СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА: ОПЕРЕЖАЯ ЭПОХУ Сляднева Н.А.

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» исследуется сквозь призму информологического подхода и современной информационной феноменологии. Проводятся параллели между художественными приемами А.С. Пушкина и информационными   технологиями наших дней. «Евгений Онегин» рассматривается как уникальный образец синтетичности художественно-информационных технологий, интерактивности, гипертекста, латентных библиографических форм, благодаря которым преодолевается линейность вербальной коммуникации и создается целостный художественный мир.

A.S. Pushkin's "Eugene Onegin" is examined through the prism informological approach and modern information phenomenology. Parallels between the artistic techniques of A.S. Pushkin and information technology of our days are presented. "Eugene Onegin" is considered as a unique example of mixing art and information technologies, interactivity, hypertext, latent bibliographic forms, which overcome the linearity of verbal communication and creates a holistic art world.

Ключевые слова: А.С. Пушкин, «Евгений Онегин», художественная литература, информационные технологии, информологический подход, информатизация, гипертекст.

A.S. Pushkin, "Eugene Onegin", fiction, IT, informological approach, digitalization, hypertext.  

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Путрик Ю.С.

Рассмотрены вопросы формирования социальной направленности туризма как составной части современной государственной политики Российской Федерации. Раскрыты особенности и тенденции развития социального туризма в Советском Союзе и современной России. Отдельные формы и направления социального туризма постепенно получают все большую государственную поддержку на отраслевом, региональном и корпоративном уровнях. Однако этот процесс не носит систематического характера, региональный опыт требует обобщения и систематизации, изучения и распространения в целях повышения эффективности этой социально значимой формы деятельности. Развитие туризма на государственном уровне рассматривается в рамках социально-экономического развития страны как одно из направлений социальной политики государства. Туризм, как одно из направлений сферы обслуживания, вносит свой вклад в обеспечение занятости населения, предоставляя рабочие места.

 

Deals with the formation of a social orientation of tourism as an integral part of the modern state policy of the Russian Federation. Peculiarities and tendencies of development of social tourism in the Soviet Union and modern Russia. Separate forms and directions of social tourism is gradually receive great state support at the sectoral, regional and corporate levels. However, this process is not systematic, regional experience requires generalization and systematization, study and distribution in order to increase the effectiveness of this socially significant form of activity. Tourism development at the state level is considered in the framework of socio-economic development of the country as one of the directions of state social policy. Tourism, as one of the directions of the service sector contributes to the employment of the population, by providing jobs

 Ключевые слова: социальная политика, туризм, оздоровление, доступность.

Social policy, tourism, recreation, availability.

РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ВЬЕТНАМА И РОССИИ Стрельцов В.В.

В статье раскрывается культурный потенциал туризма в контексте  стратегического партнерства Вьетнама и России. Автор отмечает, что вьетнамо-российские связи имеют глубокие исторические традиции, позволяющие выстраивать современные социально-политические и культурные отношения. Наряду с политической, экономической, военной  и научно-технической сферами вьетнамо-советские, а теперь вьетнамо-российские отношения успешно  развиваются  в гуманитарной области.  Создана  крепкая  законодательная база  для  развития  вьетнамо-российских отношений в гуманитарной сфере. При этом необходимо отметить схожесть общественных систем двух стран, растущую с начала XXI века. Сделан вывод о том, что культура Вьетнама – это фундаментальное основание развития сотрудничества с Россией в сфере туризма. Выделены основные направления для развития культурного туризма: обмен информацией о проведении в наших странах крупных мероприятий в сфере культуры; поддержка переводческой деятельности, направленной на продвижение произведений литературы и искусства на русском и вьетнамском языках; организация специальных культурных мероприятий и непосредственного сотрудничества между учреждениями культуры обеих стран.

     In article the cultural potential of tourism in a context of strategic partnership of Vietnam and Russia reveals. The author notices that the vetnamo-Russian communications have the deep historical traditions, allowing to build modern sociopolitical and cultural relations. Along with political, economic, military and scientific and technical spheres, Vetnamo-Soviet, and now the Vetnamo-Russian relations successfully develop in humanitarian area. The strong legislative base for development of the vetnamo-Russian relations in humanitarian sphere is created. Thus it is necessary to notice similarity of public systems of two countries, growing with the XXI-st century beginning that means formation of objective preconditions for activization and expansion of mutual cooperation. The conclusion that the culture of Vietnam is a fundamental basis of development of cooperation with Russia in tourism sphere is drawn. The basic directions for development of cultural tourism are allocated: information interchange about carrying out in our countries of large actions in culture sphere; support of the translational activity directed on advancement of literary works and art in Russian and Vietnamese languages; the organisation of special cultural actions and direct cooperation between culture establishments of both countries.

Ключевые слова. туризм, Вьетнам, Россия, культурное взаимодействие.

          Vietnam, Russia, cultural interaction.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ХАНОЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Нгуен Тхи Ким Зунг

   В статье рассказывается об истории и современной деятельности Ханойского университета, о деятельности библиотечно-информационного центра Ханойского университета по развитию системы  электронных информационных источников и создании современной электронной библиотеки.

The article describes a history and present-day activities of the Hanoi University, especially about the activities of the library and information centre of the Hanoi University for the development of electronic information sources and the creation of modern e-library.

 

    Ключевые слова: библиотечно-информационный центр (БИЦ), Ханойский университет, электронная библиотека.

    Library and information center, the Hanoi University, e-library

ПРОФИЛЬ И АНФАС СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Ремизов В.А. Садовская В.С.

В статье рассматривается образование в сфере культуры и искусства как социокультурный феномен. Раскрываются специфические характеристики современного  российского образования в сфере культуры и искусства. При этом отмечается, что культура и образование в данной сфере формируют «сообщающиеся сосуды», которые определяют качественное состояние социума. Устойчивость культуры поддерживается соответствующей моделью образования. Происшедшая в наше время их самоидентификация обеспечивает расширение спектра культурных абсолютов: доступность духовых ценностей для человека, овладевавшего «языком» культуры; сумму алгоритмов для воспроизводства современной и будущей культуры. Образование в сфере культуры и искусства как часть культурного процесса, с одной стороны, «питается» им, а с другой – влияет на его сохранение и развитие через личность. Именно человек выступает одновременно и субъектом культуры, и субъектом образования. Поэтому образование в сфере культуры определяет динамику культурных процессов.

 

     The article reveals education in the field of culture and art as a social phenomenon. Specific characteristics of modern Russian education in the field of culture and arts are revealed. It is important to note that culture and education in this area form the "communicating vessels" that define the qualitative state of society. Resilience of the culture  is maintained by an appropriate model of education. Nowadays, its self-identification provides an extension of the spectrum of cultural absolutes: the availability of spiritual values for the person possessed the "language" of culture; programming algorithms for current and future reproduction of culture. Cultural education and art as a part of the cultural process, on the one hand, "eats" it, and on the other - it affects the preservation and development through the personality. Person is presented as a subject of culture and the subject of education. Therefore, education in arts and culture plays the subject of culture, defining the dynamics of cultural processes.

Ключевые слова: культурный процесс, духовность, образование в сфере культуры и искусства, непрерывность, многоуровневость, преемственность, фундаментальность, художественность, рациональность.

          Cultural process, spirituality, education, culture and art, continuity, multilevel, solidity, artistry, rationality, cultural dynamics.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АРТ-МЕНЕДЖЕРОВ В ВУЗАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Суминова Т.Н.

В статье рассматривается профессиональная подготовка арт-менеджеров в вузах культуры и искусств, что с учетом современных образовательных технологий успешно осуществляется на кафедре менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств. Автор утверждает, что в контексте творческой/креативной экономики, «экономики переживаний» одной из ключевых фигур арт-индустрии как коммуникативной системы выступает фигура посредника, субъекта деятельности, экономического агента – арт-менеджера (продюсер, антрепренер, импресарио, промоутер, дилер и т.д.). Общая, профессиональная и энциклопедическая культура арт-менеджера позволяет ему эффективно осуществлять работу по генерации арт-проектов, открытию и продвижению новых имен на арт-рынок, формированию сегментов сферы искусства, вкусов, предпочтений, потребностей, культуры и нравственности представителей социума, а также символического пространства арт-текста.

 

The article considers professional training of art managers in universities of culture and arts, which was successfully carried out with consideration of modern educational technologies at the Department of management of socio-cultural activity of the Moscow state University of culture and arts. The author argues that in the context of the creative economy, «economy experiences» one of the key figures of the art industry as a communication system is the mediator, the subject of activity, the economic agent – art-manager (producer, entrepreneur, manager, promoter, dealer etc). The General, professional and encyclopedic culture of art-manager allows it to effectively carry out the work of generating art projects, open and promotion of new names in the art market, formation of segments of the arts, tastes, preferences, needs, culture and morality of the representatives of society and symbolic space of the art text.

Ключевые слова: арт-менеджер, продюсер, антрепренер, импресарио, арт-директор, куратор, агент, промоутер, арт-индустрия, арт-бизнес, арт-проект, художник, творческая экономика, предприниматель в сфере искусства, экономика сферы искусства.

An art-manager, a producer, an entrepreneur, an art director, a curator, an agent, a promoter, art industry, art business, an art-project, an artist, the creative economy, the entrepreneur in the sphere of art, Economics of the art.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Грановская А.В.

В статье рассматриваются технологические процессы развития коммуникативной компетентности руководителей самодеятельных творческих объединений в учреждениях культуры.

The article considers the processes of development of communicative competence of heads of amateur art groups in cultural institutions.

        Ключевые слова: коммуникативная компетентность, руководители самодеятельных творческих объединений, коучинг,  фасилитация, профессиональная компетенция, социально – культурная среда.

Сommunicative competence, leaders of amateur art groups, coaching, facilitation, professional competence, socio - cultural environment.

 

 

ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО И ГУМАНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЁЖНОГО ЧТЕНИЯ Дорохина С.В., Чазова С.А

Статья посвящена исследованию Интернет-проектов, направленных на поддержку и развитие молодежного чтения. Изучается потенциал современных Интернет-проектов культурного и гуманитарного просвещения с точки зрения руководства чтением. Представлена классификация Интернет-проектов содействия чтению молодёжи по уровням участия молодых читателей в литературно-художественном процессе в Интернет. В отдельные группы выделены Интернет-проекты предоставления литературно-художественной информации; площадки для общения на темы, связанные с художественной литературой; виртуальные творческие площадки.

 

     The article is devoted to the study of Internet-projects aimed at support and development of youth reading. The potential of modern Internet projects of cultural and humanitarian education is explored from the point of view of manual reading. The classification of Internet projects promoting youth reading bases on the levels of participation of young readers in the literary process in the Internet. The Internet projects of literary information, platforms for dialogue on topics related to literature, virtual creative platforms dedicated in separate groups.

 

 

       Ключевые слова: культурное и гуманитарное просвещение, молодежь, художественная литературы, Интернет-проекты, чтение, рекомендательная библиография, самообразование, саморазвитие, читательская активность, руководство чтением, литературно-художественный процесс, библиографическая информация, виртуальное творчество.

       

cultural and humanitarian education, youth, fiction, Internet-projects, reading, recommendation bibliography, self-education, self-development, reading activity, reading directing, literary and artistic process, bibliographic information, virtual work.

 

ТЕОРЕТИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ В БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИИ: ПОДХОДЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ VS НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ Н.В. Лопатина

 Представлена методологическая альтернатива социально-институциональному подходу в библиотековедении – неоинституциональный подход, рассматривающий в качестве социального института библиотечную профессию. Библиотекарь рассматривается как актор информационных преобразований в современном обществе.

 

     The paper presents a methodological alternative to the socio-institutional approach in library science – the neo-institutional approach, which considers the library profession as a social institute. A librarian is an actor of the modern social transformation. 

 

    Ключевые слова: библиотекарь, библиотека, социально-институциональный подход, библиотечная профессия, неоинституциональный подход, информатизация, информационное общество.

     Librarian, library, the library profession, socio-institutional approach, neo-institutional approach, informatization, the information society.

 

Новые книги: рецензии, оценки, мнения.

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ПРОГРАММА КАК СУЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рецензия на книгу: Тихоновская Г.С. Сценарно-режиссерские основы технологии  культурно-досуговых программ: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2014. – 238 с.

 

Ключевые слова: культурно-досуговая программа, культурно-досуговая деятельность, учебное пособие, сценарно-режиссёрские технологии.

Сultural and leisure program, cultural and recreational activities, training manual, screenwriting and directing technology.