2015. Выпуск 6 (9) (ноябрь-декабрь)

Выпуски журналов 2015. Выпуск 6 (9) (ноябрь-декабрь)

ХМЕЛЬНИЦКАЯ И.Б. СОВЕТСКИЙ МУЗЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

Khmelnitskaya I.B.

SOVIET MUSEUM DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR 

Доклад на конференции «Институты памяти и память о войне».  Рассмотрены причины значительных потерь культурных ценностей страны в годы войны. Представлены и проанализированы архивные материалы о процессах эвакуации, позволяющие выявить проблемы и ошибки музейного дела в годы войны.   

Report on the conference "Institutions memory and the memory of the war." It examines the reasons of the significant loss of cultural values of the country during the war. The archive materials of the evacuation process are presented and analyzed, They help to identify the problems and errors of museums during the war.

 

МАЗУРИЦКИЙ А.М. ВОССТАНОВЛЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Доклад на конференции «Институты памяти и память о войне». Подробно изучается вопрос восстановления библиотечной системы после освобождения временно оккупированных территорий, в условиях реэвакуации. Вводятся в оборот архивные данные о сохранении библиотечных фондов в условиях временной оккупации.

 

Report on the conference "Institutions memory and the memory of the war." The question of restoration of the library system after the liberation of the temporarily occupied territories, under the conditions of re-evacuation is studied in details. It introduces a data archive to preserve library collections under temporary occupation.

 

Великая Отечественная война, история библиотечного дела в СССР, книжные ценности.

The Great Patriotic War, the history of library science in the USSR, the book value.

 

САМБУР М.В. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ПОБЕДА В ОТКРЫТКАХ (ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ХИМКИНСКОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕИ ИМ. С.Н. ГОРШИНА)

Доклад на конференции «Институты памяти и память о войне». Анализируется тематическое разнообразие карточек для открытого письма как печатной продукции, имевшей особое значение в период Великой Отечественной войны. Изучаются типы, образы, сюжеты, отражающие события войны.

 

Report on the conference "Institutions memory and the memory of the war." It analyzes the thematic variety of cards for the open letter as the printed products, which had a special significance during the Great Patriotic War. It studies types, images, stories, reflecting the events of the war.

 

Открытка, почтовая карточка, история открытки, Великая Отечественная война.

Card, postcard, card history, The Great Patriotic War.

 

ГАРАНИНА С.П. «ПОДНИМИТЕ САМЫЕ НЕДРА ПРОТИВ ВРАГА» (ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ КНИГА В ГОДЫ ВОЙНЫ)

Доклад на конференции «Институты памяти и память о войне». Реконструируются и анализируются задачи, поставленные в годы войны перед издательствами, специализирующимися на естественно-научной и технической литературе. Основной акцент сделан на тематическом анализе изданий военных лет.

 

 

Report on the conference "Institutions memory and the memory of the war." The objectives of the war years before publishing houses specializing in natural science and technical literature are reconstructed and analyzed. The main emphasis is on a thematic analysis of the publications of the war years.

 

История книги, история научной книги, Великая Отечественная война, книговедение.

The history of the book, the history of science books, The Great Patriotic War, bibliology.

ДЕНИСОВА О.А. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СОВЕТСКОМ ПЛАКАТЕ

Доклад на конференции «Институты памяти и память о войне». Исследуются задачи и возможности агитации с помощью плаката в годы Великой Отечественной войны. Изучаются образы, тематика, символы, использовавшиеся в плакатах. Изучается вклад советских художников в искусство плаката времен войны. 

 

Report on the conference "Institutions memory and the memory of the war." It studies the a poster agitation’s opportunities during the Great Patriotic War. It studies the images, themes, characters used in the posters. It presents the contribution of Soviet artists in the art of the poster during the war.

Плакат, искусство плаката, советский плакат, Великая Отечественная война. 

The poster, art poster soviet poster, World War II.

 

КАРАТЫГИНА Т.Ф. «СУДЬБЫ, ОПАЛЁННЫЕ ВОЙНОЙ»

Доклад на конференции «Институты памяти и память о войне».  Представляются результаты студенческого поискового проекта, посвящённого участию в Великой Отечественной войне выдающихся деятелей библиотечной науки и практики.

Report of the conference "Institutions memory and the memory of the war." It presents the results of the students’ search project for the participation in the Great Patriotic War of the outstanding figures of library science and practice.

История библиотековедения, выдающиеся деятели библиотековедения, Абрамов, Сахаров, Бахмутская, Ванеев.

Library science’ history, Abramov, Sakharov, Bakhmutskaya, Vaneev.

МАНОХИНА М.А. МУЗЕЙ – МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ПРЕОБРАЖЕНИЯ ИСКУССТВОМ

В статье рассматривается опыт музея-заповедника «Казанский Кремль» в развитии доступной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями. Представлен опыт шести музеев, в том числе центра «Эрмитаж-Казань» по внедрению технологий социально-культурной реабилитации для людей с особыми потребностями.

The article deals with the experience of the museum-reserve "Kazan Kremlin" in the development of accessible infrastructure for people with disabilities. The author summarizes the experience of the six museums, including the Center "Hermitage-Kazan" on the introduction of technology and social-cultural rehabilitation for people with special needs.

Музей, технологии социально-культурной реабилитации, инвалиды, Казанский Кремль, доступная среда, туризм инвалидов.

Museum, technology, social and cultural rehabilitation, the disabled, the Kazan Kremlin, accessible environment, tourism disabled.


МИХАЙЛОВА Е.А. КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ФОЛЬКЛОРНОМ КЛУБЕ

   В статье рассматривается технология организации работы фольклорного клуба с инвалидами. Подчеркнуто, что реабилитационный творческий процесс должен протекать по двум направлениям: по линии совершенствования познавательных психических процессов (внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения); по линии формирования особых свойств характера, в которые входят такие его качества, как стремление к самовыражению, оригинальность и быстрота мышления, смелость и настойчивость, и др. В клубе обеспечивается создание специальных условий для того, чтобы каждый человек с инвалидностью мог полностью реализовать свои творческие интересы и потребности, свои индивидуальные возможности и особенности.

The article discusses the technology organization of work with the disabled folk club. It was emphasized that the creative process of rehabilitation should proceed in two ways: through the improvement of cognitive mental processes (attention, sensation, perception, thinking, memory, imagination); through the formation of the special properties of nature, which includes such his qualities as a desire for self-expression, originality and quick thinking, courage and perseverance, and others. The club provided the establishment of special conditions for each person with disabilities can fully realize their creative interests and needs, their individual capabilities and features.

Технологии социально-культурной реабилитации, инвалиды, фольклорный клуб, социально-культурная деятельность, досуг, творчество.

 Technology welfare rehabilitation, persons with disabilities, folk club, socio-cultural activities, leisure, work.


СИВОВ С.А. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Современные технологии социально-культурной деятельности предполагают комплексное решение разнообразных проблем человека, давая ему возможность самоидентификации в качестве полноправного представителя той или иной социокультурной и досуговой общности. Арт-терапия является инструментом, посредством которого проводится самосовершенствование личности инвалида.

Modern technologies of socio-cultural activities involve a comprehensive solution of various problems of man, giving him the opportunity to self-identification as a full representative of a particular socio-cultural and recreational community. Art therapy is a tool by which the self-identity is held invalid.

Технологии социально-культурной реабилитации, инвалиды, арт-терапия, социально-культурная деятельность, досуг, творчество.

Technology and social-cultural rehabilitation, persons with disabilities, art therapy, social and cultural activities, leisure, work.



МОНАХОВ П.А. РОЛЬ ПСИХОДРАМЫ В РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрывается современное понимание метода психодрамы в реабилитации инвалидов. Создатель психодрамы Джекоб Морено (Moreno, 1964) задумывал ее как систему ролевой игры, отражающую внутренний мир человека и социальное поведение. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира пациента. Психодрама, по существу, является таким видом драматического искусства, который отражает актуальные проблемы пациента, а не создаёт воображаемые сценические образы. Раскрываются понятия теории психодрамы: ролевая игра, спонтанность, «теле», катарсис и инсайт.

The article deals with the modern understanding of the method of psychodrama in the rehabilitation of people with disabilities. The creator of psychodrama, Jacob Moreno (Moreno, 1964) conceived it as a system role-playing game that reflects the inner world of human and social behavior. Classical psychodrama - a therapeutic group process in which the tool is used for the study of dramatic improvisation patient's internal world. Psychodrama, in essence, is an air of dramatic art, which reflects the actual problems of the patient, and does not create an imaginary scenic images. The notion of the theory of psychodrama: role play, spontaneity, "body", the catharsis and insight.

Технологии социально-культурной реабилитации, инвалиды, психодрама, ролевая игра, Джекоб Морено, социально-культурная деятельность, досуг, творчество.

Technology welfare rehabilitation, persons with disabilities, psychodrama, role playing, Jacob Moreno, social and cultural activities, leisure, work.




КИРЕЕВА О.А. ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРИАДЫ «ПЕДАГОГ – УЧЕНИК — РОДИТЕЛЬ» В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

В статье раскрываются подходы к организации социально-культурной реабилитации детей-инвалидов. Эффективность социально-культурной реабилитации детей-инвалидов повышается при активном сотрудничестве педагога и родителей. Выполняя разные функции в связи со своими социальными ролями, они являются равноправными участниками целостного образовательного и реабилитационного процесса.

The article describes the approaches to the organization of social and cultural rehabilitation of disabled children. The effectiveness of social and cultural rehabilitation of children with disabilities increases with the active cooperation of teachers and parents. By performing various functions in connection with their social roles, they are equal participants in a holistic educational and rehabilitation process.

Технологии социально-культурной реабилитации, инвалиды, триада «педагог – ученик — родитель», социально-культурная деятельность, досуг, творчество.

Technology welfare rehabilitation, the disabled, the triad of "teacher - student - parents' socio-cultural activities, leisure, work.




 

АГАПОВА О.В. МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

В статье представлен опыт работы Государственного казенного учреждения Самарской области «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Виктория» городского округа Тольятти», ориентированный на решение проблемы формирования  здоровьесберегающих условий реабилитационно-развивающего  процесса средствами музицирования.

The article presents the experience of the State treasury offices of the Samara region "rehabilitation center for children and adolescents with disabilities" Victoria "of the city of Togliatti," focused on the solution of the problem of formation of health-environment rehabilitation and developmental process by means of playing.

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, технологии социально-культурной реабилитации, инвалиды, музицирование, социально-культурная деятельность, досуг, творчество.

Rehabilitation center for children and adolescents with disabilities, technology, social and cultural rehabilitation, persons with disabilities, music-making, socio-cultural activities, leisure, work.


Баукова Е.И. Феномен популяризации торгово-развлекательных центров как основной формы досуга современной молодежи

Cовременные торгово-развлекательные центры представляют собой сложную систему и являются уникальной площадкой для организации досуга представителей молодежи. Классификация торгово-развлекательных центров дает возможность прогнозировать наиболее популярные формы досуга и разрабатывать инновационные проекты на базе торгово-развлекательных центров.

 The modern shopping centers is a complex system and are a unique platform for young people leisure. The classification of shopping centers makes it possible to predict the most popular leisure activities and develop innovative projects on the basis of shopping and entertainment centers.

 Торгово-развлекательные центры, классификация торгово-развлекательных центров, досуг молодежи, досуговое пространство, социально-культурное проектирование.

Shopping centers, the classification of shopping centers, youth leisure, recreational space, socio-cultural design.

Никитина М.Н. Культурно – просветительская деятельность казачьих хоровых коллективов в России

Данная статья написана о культурно – просветительской деятельности казачьих хоровых коллективов России. Областью исследования стали коллективы и творчество Терских казаков. Данная статья раскрывает значимость народной казачьей культуры, являющейся - одной из основополагающих в общей системе культуры и обладает такими устойчивыми характеристиками, как традиционность, этничность, полисоциальность и включенность в нее духовной и материальной основ жизнедеятельности людей.

This article is written about the cultural - educational activities Cossack choirs in Russia. Areas of study groups and began to work the Terek Cossacks. This article reveals the importance of folk Cossack culture, which is - one of the fundamental in the general system of culture and has the stable performance as traditional, ethnicity, polisotsialnost and the inclusion of a spiritual and material foundations of human activity.

Казаки, культура, наследие, просветительская деятельность, коллективы, традиция, этничность, целостность, обычаи, сущность бытия, Терское казачество, возрождение, отрицание прежних идеалов.

 The Cossacks, culture, heritage, educational activities, groups, tradition, ethnicity, integrity, customs, the essence of being, the Terek Cossacks, revival, denial of old ideals


Хрипунков В.О. Виртуальная реальность как средство формирования функционального поведения молодёжи

В статье рассматривается виртуальная реальность как средство формирования функционального поведения молодежи. Приводится определение виртуальной реальности социальных феноменологов, рассматриваются особенности воздействия виртуальной реальности. Автор разбирает и иллюстрирует функциональное поведение. Описывает некоторые из существующих способов обучения средствами виртуальной реальности и факторы возможной опасности и негативного воздействия.

This article discusses the virtual reality as a means of formation of the functional behavior of young people. Provides a definition of the virtual reality of social phenomenology, the features of the impact of virtual reality. The author examines and illustrates the functional behavior. It describes some of the existing methods of training by means of virtual reality and factors of possible dangers and negative effects. Виртуальная реальность, средства формирования функционального поведения, функциональное поведение, негативное воздействие виртуальной реальности, технологии обучения средствами виртуальной реальности. Virtual reality, a means of forming functional behavior, functional behavior, the negative impact of virtual reality, technology training by means of virtual reality.