2015. Выпуск 5 (8) сентябрь-октябрь

Выпуски журналов2015. Выпуск 5 (8) сентябрь-октябрь

Столяров Ю.Н. 75-летие защиты первой диссертации по библиотековедению

Статья Председателя диссертационного совета МГИК по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» Ю.Н. Столяров посвящена юбилею защиты первой диссертации по библиотековедению. Анализируется история экспертизы диссертационных работ и аттестации научных кадров в МБИ-МГБИ-МГИК-МГУКИ-МГИК. Раскрывается вклад в этот процесс ведущих учёных отрасли.

Хакимова Г.А. К ВОПРОСУ О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ

В статье рассматривается круг вопросов, посвященных развитию информационной грамотности учащихся,

которые обсуждались на Съезде немецких библиотекарей, проходившем весной 2015 г. в Нюрнберге.

На обсуждение представлена разработанная по поручению Союза немецких библиотекарей единая

система оценки уровней информационной грамотности.

Ведерникова М.А. Концепция научно-исследовательского семинара у магистров направления подготовки «Хореографическое искусство» (программа «Педагогика балета: классический танец»)

 

Целью написания данной статьи является раскрытие концепции научно-исследовательского семинара у магистров направления подготовки «Хореографическое искусство» (программа «Педагогика балета: классический танец») Московского государственного института кульутры, обозначенного в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.

The purpose of writing this article is to disclose the concept of a research seminar for masters of specialty "Choreographic art" (program "Pedagogy of ballet: classical dance") Moscow state Institute of culture, marked in the Federal state educational standard of higher professional education.

Ананьева А.А. ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ К.С. СТАНИСЛАВСКОГО НА АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО В БАЛЕТНОМ ТЕАТРЕ

В представленной работе нами была поставлена проблема снижения роли актерского мастерства в балетном театре на современном этапе развития классического искусства. В данной работе рассмотрены основные технологии, элементы и принципы системы, созданной К.С. Станиславским, проанализировала возможность адаптации этой системы к балетному искусству на современном этапе и необходимость этой адаптации.

Бекасова Е.М. МУЗЫКА КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО В БАЛЕТМЕЙСТЕРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ К. ГОЛЕЙЗОВСКОГО

В статье рассматривается творчество К. Голейзовского, изучены некоторые выразительно-изобразительные средства его хореографии. Анализируется музыкальный материал его постановок.

Буколова Н.О. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА В КНР: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ

В статье рассматривается история танцевального искусства в КНР. Изучены основные особенности танцевального репертуара в Китае на протяжении всего его развития. Представлен сравнительный анализ присущих разным периодам признаков развития танцевального искусства в Китае.

Гренда Е.Д. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАНЦА МОДЕРН В ГЕРМАНИИ

В статье рассмотрены аспекты возникновения и становления танца модерн в Германии. В результате анализа основных идей и их реализации основоположниками и ведущими исполнителями этого направления определяется существенное влияние модерна на немецкое хореографическое искусство на современном этапе.

Ефимова Н.Д. ТВОРЧЕСТВО МАРТЫ ГРЭХЕМ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

В статье представлены материалы, показывающие, что танец – это один из видов искусства, основой которого являются тело, движение. Танец выражает время, настроение, эмоции. На каждом культурно-историческом этапе танец является механизмом выражения духовно-эстетического наполнения соответствующей эпохи. В статье описываются особенности хореографического мастерства Марты Грэхем, отражение в ее танцах состояния общества, его культуры и традиций.

Кушнер Я.Б. РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРНОГО ТАНЦА В РУССКОМ КЛАССИЧЕСКОМ БАЛЕТЕ 1920-50-Х ГОДОВ

В данной статье рассмотрен период с 1920-х по 1950-е годы, который является одним из исторически важных в развитии характерного танца в классическом балете. Первые предпосылки к переосмыслению значения дивертисментов были сделаны еще Фокиным, но наиболее ярко они проявились в 1927 году в балете Ф.Лопухова «Ледяная гора». Также большое влияние на характерный танец оказали такие балетмейстеры как В.Вайнонен, Л.Лавровский, Р.Захаров, В.Чабукиани, Л.Якобсон, которые работали над развитием национальных танцев вплоть до 1950-х годов. Статья раскрывает все нововведения, представленные в балетах хореографов. В работе также описано значение новаторства в характерном танце для современного классического балета.

Мельникова Е.П. РОЛЬ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМ. А.Я. ВАГАНОВОЙ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье оценивается значение Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой, а также рассматривается современная ситуация хореографического образования в России. Анализируются цели и задачи на перспективу развития хореографического образования в Московском государственном институте культуры.

Мурацев Т.Р. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАЛЬЦЕВОЙ ТЕХНИКИ В ОСЕТИНСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ

 В статье рассматриваются региональные особенности осетинского танца, при этом особое внимание уделено особенностям пальцевой техники.

Натолока О.И. ИНТЕГРАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА Э. ЧЕККЕТТИ В РУССКУЮ ШКОЛУ БАЛЕТА

В статье описывается развитие балетного искусства России в тесной связи с европейским, анализируются труды Доменико ди Пьяченца,  Ж.Ж. Новерра, К. Блазиса. Русская балетная школа представляет собой уникальную художественно-педагогическую систему, на становление и развитие которой, помимо других достижений французской и итальянской школ, большое влияние оказала интеграция педагогической системы классического танца Энрико Чеккетти.

Оскерко Т.В. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ХОРЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ БАЛЬНОГО ТАНЦА

Цель написания данной статьи – рассмотреть особенности хореографической подготовки у спортсменов бального танца. Исходя из цели, в статье представлено решение следующих задач: рассмотреть методические аспекты занятия хореографией, раскрыть структуру хореографической подготовки у спортсменов бального танца.

Папилова Е.В. РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.П. КАРСАВИНОЙ В РАЗВИТИИ БРИТАНСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ХХ ВЕКА

В статье исследуется влияние русской балерины, участницы Русских сезонов Т.П. Карсавиной на становление британского хореографического искусства. Доказывается, что выступления, постановочная и педагогическая деятельность, теоретические работы Карсавиной по танцу были существенным вкладом в развитие британского балета.  

Скворцова С.С. ЭМИГРАЦИЯ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ДЖОРДЖА БАЛАНЧИНА

В данной статье проанализирована тесная взаимосвязь жизни и творческой деятельности величайшего балетмейстера XX века – Джорджа Баланчина. Рассмотрены его близкие взаимоотношения с семьей и ее роль в становлении Баланчина как балетмейстера. Выявлены отличительные особенности Джорджа Баланчина как балетмейстера, кратко рассмотрены некоторые из его многочисленных постановок.  Представлены факты из жизни, впоследствии повлиявшие на хореографическую деятельность «мистера Би». Статья раскрывает роль и значение эмиграции в жизни и творчестве Джорджа Баланчина.

Хорольская А.М. ТЕНДЕНЦИИ МАССОВИЗАЦИИ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОСТИ

В статье рассматриваются понятия массового и элитарного сознания, процессы массовизации элитарного балетного искусства и способы воздействия массовой культуры на классический балет. Теоретическая разработка темы несет культурологическую основу, практическая значимость определяется изучением классического балета в современном медиа-пространстве.

Шлыкова А.С. ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В БАЛЕТАХ Е.А. ПАНФИЛОВА

В статье рассматривается творческая жизнь балетмейстра Евгения Панфилова, изучены некоторые балетные постановки. Также сделан сравнительный анализ классических версий балета и новаций в работах Панфилова.

Штагер Л.Т. ВЛИЯНИЕ АНТИЧНОГО, ВОСТОЧНОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА НА РУССКИЙ БАЛЕТНЫЙ ТЕАТР СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

В данной статье рассматривается один из важнейших вопросов теории современного искусства, а именно проблема влияния культур запада и востока, а также интерпретация античной культуры в русском балете в период Серебряного века.      

Каратыгина Т.Ф. Дербент: 2000 лет на перекрестке культур

Профессор кафедры библиотековедения и книговедения МГИК Татьяна Фёдоровна Каратыгина делится впечатлениями о международном фестивале культурно-просветительских проектов, проведённого в рамках празднования 2000-летнего юбилея города Дербент.