2017. Выпуск 3 (18) (май-июнь)

Наука для молодых, молодые - науке:

Тематический выпуск, посвящённый 

Международной научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов

"Культурный слой - 2017"

(Московский государственный институт культуры, 25 мая 2017 года)

Выпуски журналов 2017. Выпуск 3 (18) (май-июнь)

Зубрильчева В.В. ТЕХНОЛОГИИ СЕТЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются основные принципы, методы и технологии сетевого обучения на примере организации учебного процесса в области звукорежиссуры в системе высшего образования на современном этапе развития. Анализируются теоретические модели решения ряда ключевых организационно-методических вопросов организации учебно-практической работы будущих специалистов в области профессиональной звукотехнической деятельности. Автор считает внедрение технологий сетевого обучения перспективным направлением подготовки специалистов художественно-творческой направленности, способным оптимизировать процесс освоения передовыми средствами и технологиями практического сегмента будущей профессии в условиях современного образовательного процесса. Особый интерес организации учебного процесса с использованием технологий сетевого обучения в области звукорежиссуры представляет проведение индивидуальных занятий в условиях профессионально оборудованных пространств, где обучающиеся под руководством преподавателя-практика смогут системно изучать специфику будущей профессии. Практика проведения индивидуальных занятий в рамках освоения общекультурными и профессиональными компетенциями будущей профессии является одним из ключевых аспектов формирования учебно-практической базы специализаций, связанных с изучением специфики художественно-творческой деятельности и получением навыков технического характера. В целом, внедрение технологий сетевого обучения способно значительно повысить общие результаты учебной деятельности будущих специалистов в области звукорежиссуры.

Ключевые слова: сетевое обучение, технологии, высшее образование, звукорежиссура, звукорежиссер.

 Zubril'cheva V.V.

TECHNOLOGIES OF NETWORK TRAINING OF SOUND ENGINEERS IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The article considers the main principles, methods and technologies of network learning using the example of the organization of the educational process in the field of sound production in the system of higher education at the present stage of development. The theoretical models of solving a number of key organizational and methodological issues of the organization of educational and practical work of future specialists in the field of professional sound production activity are analyzed. The author considers the introduction of the technologies of network learning as a promising direction for the preparation of experts of an art and creative orientation that can optimize the process of mastering the practical segment of the future profession in the modern educational process by advanced means and technologies. Special interest of the organization of the educational process using the technologies of network learning in the field of sound production is the organization of individual classes in the conditions of professionally equipped spaces where the students under the guidance of the expert teacher will be able to systematically study the specifics of the future profession. The practice of conducting individual classes in the framework of mastering the general cultural and professional competencies of the future profession is one of the key aspects of the formation of the educational and practical base of specializations related to studying the specifics of artistic and creative activity and obtaining technical skills. In general, the introduction of networked learning technologies can significantly improve the overall results of training activities of future specialists in the field of sound production.

Keywords: network training, technology, higher education, sound production, sound engineer.

Чорба Е.С. БИБЛИОТЕКА БУДУЩЕГО: РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

В статье автор рассуждает над вопросом «Какой быть библиотеки будущего?». Анализируя имеющиеся модели библиотек будущего, автор приходит к выводу, что модели разработаны только для публичных библиотек. А что же делать научным библиотекам? Чтобы ответить на этот вопрос, следует ответить на вопрос о том, кто будет учёными в будущем?   Это те, кого сегодня называют одарёнными детьми (8-12 лет). Автор рассматривает законодательные акты и приходит к выводу, что научная библиотека должна открыть фонды для одарённых детей и может стать тьютером для них.

Ключевые слова: библиотека будущего, электронная библиотека, научная библиотека, одарённые дети, учёные.

Chorba E.S.

 LIBRARY OF THE FUTURE: WORK WITH GIFTED CHILDREN

In the article the author discusses the question "What would be the libraries of the future?". Analyzing the elements of the library model of the future, the author comes to the conclusion that the model is limited only to public libraries. And what about the scientific libraries? To answer this question, it is necessary to answer the question of who will be scientists in the future? These are those whom today are called gifted children (8-12 years old).

The author  analyzing  of the materials acts and concludes that the scientific library should open funds for gifted children and can become a tutor for them.

Keywords: Library of the future, electronic library, scientific library, gifted children, scientists.

Басангова Г.М. КУЛЬТУРА В РАМКАХ НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОГО КОНТЕКСТА 1950-80-Х ГОДОВ

Середина  и конец ХХ века, а именно 1950 – 1980 годы,  занимают важное и особое место в становлении отечественной культурологической мысли. В данный период произошел «культурологический бум» ввиду того, что возникшей проблематике посвящаются монографии, проводятся многочисленные конференции. Была предпринята попытка придать знанию о культуре статус самостоятельной научной дисциплины.

Ключевые слова: Концепция культуры, деятельностная концепция культуры, культурная политика, культурология.

Basangova G.M.

CULTURE IN THE SCIENTIFIC – PHILOSOPHICAL CONTEXT OF THE 1950S – 1980S YEARS IN THE USSR

The middle of 20th century takes the important and special place in formation of a domestic culturological thought. There was a “culturological boom” during this period  in view of publications of different monographs, which were devoted to this problem. This situation invited a discussion among soviet philosophers. Current situation around a concept and essence of culture were characterized by deepening in a philosophy of culture perspective.

 Key wordsThe concept of culture, the activity concept of culture, cultural policy, culturology. 

Конарев М.А. СПЕЦИФИКА ЖАНРА СИМФОНИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В БАЛЕТЕ «МУХА-ЦОКОТУХА» Б. ТИЩЕНКО

Данная статья раскрывает черты новаторства и преемственности в балете «Муха-Цокотуха» Б.И.Тищенко (1968), которому композитор дал подзаголовок – симфоническая сказка. Рассматривая специфику претворения жанра симфонической сказки, автором статьи предпринята попытка анализа драматургии, интонационно-мелодического строя и особенностей программного содержания произведения. Сравнивая текст одноименного произведения и музыку балета становится понятным, что детское стихотворение Чуковского стало просто почвой, поводом для написания сочинения совершенно «недетского», как в плане образности, так и в выборе музыкальных средств выразительности и форм работы с материалом. Прекрасное знание композитором глубинных принципов народного мышления, модифицируясь, поставило фольклорно-национальное на уровень больших художественных обобщений. Образно-этическая концепция сказки, природа психологического конфликта в сюжете и возможность самовыражения в гуманистической сфере борьбы и победы Добра над Злом стали основой всего последующего творчества Тищенко.

Ключевые слова: Тищенко Б., Чуковский К., балет, «Муха-Цокотуха», симфоническая сказка

Konarev M.A.

THE GENRE’S SPECIFICITY OF THE SYMPHONIC FAIRY IN THE BALLET "THE FLY-TSOKOTUHA" BY B. TISHCHENKO

This article reveals the features of innovation and continuity in the ballet "Mukha-Tsokotukha" by Boris Tishchenko (1968), to which the composer gave a subtitle - a symphonic fairy tale. Considering the specific character of the implementation of the genre of the symphonic fairy tale, the author of the article made an attempt to analyze the dramaturgy, the intonational-melodic structure and the features of the program content of the work. Comparing the text of the same name with the music of the ballet, it becomes clear that Chukovsky's children's poem has become merely a pretext for writing an entirely "childless" work, both in terms of imagery, and in the choice of musical means of expressiveness and forms of working with material. The composer's excellent knowledge of the deep principles of popular thinking, being modified, put the folklore-national level at the level of great artistic generalizations. The imaginative and ethical concept of the fairy tale, the nature of the psychological conflict in the plot and the possibility of self-expression in the humanistic sphere of struggle and the victory of Good over Evil became the basis of all subsequent creativity of Tishchenko.

Keywords: Tischenko B., Chukovsky K., ballet, "Mukha-Tsokotukha", Fly-Bee, Fly-Tsokotuha, symphonic fairy tale.

Кузнецова А.В. ПРЕДМЕТ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИДЕРЛАНДАХ

Автор статьи дает общий обзор, связанный с преподаванием в средних школах и колледжах Нидерландов предметов культуры и искусства. Основной акцент лежит на одном из обязательных предметов старших классов школьной программы Культурология. Раскрываются основные положения, влияющие на формирование учебного плана, а также выбора специфичных акцентов, связанных с различными уровнями среднего образования. Дается описание четырех главных составляющих областей, составляющих основу учебной программы, которые непосредственно определяют какие знания и навыки должны быть развиты у учащихся.

Ключевые слова: система образования Нидерландов, средняя школа, учебный план, учебная программа, преподавание предметов культуры и искусства, школьная программа.

 Kuznetsova A.V.

"CULTURAL STUDIES" IN SECONDARY EDUCATION IN THE NETHERLANDS

The author provides general view of the subjects of Arts and Culture at secondary schools in the Netherlands. It focuses on the curriculum of Culturology, one of the obligatory subjects of the senior pupils. Basic principles that form the curriculum as well as specific accents on the differentiation of education are described. Special attention is given on four main domains that determine qualitative level of knowledge and skills of the pupils by the end of their education.     

Key words: Dutch educational system, secondary school, curriculum, cultural education, teaching arts and culture.

Семенович А.В. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК АКТУАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОСТИ В РАМКАХ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОГО ТИПА МЫШЛЕНИЯ

Рассматривается судебный процесс в контексте постнеклассического типа мышления. Определяется актуальность судебного процесса для современности. Обозначается необходимость рассмотрения судебного процесса в качестве разновидности одной из ключевых категорий философского дискурса – процесса. Выявляется наличие в судебном процессе характерных для постнеклассики категорий процессуальности, изменчивости, множественности, вероятности, относительности,  игры. Рассмотрение судебного процесса в контексте категорий постнеклассики выявляет в нем, помимо утилитарной составляющей, специфическое чувственное эмоциональное поле. Участники судебного процесса переживают самые разные ощущения, состояния, создающие определенные образы (метафоры) окружающей действительности, через которые проявляется эстетическое. Обозначается актуальность рассмотрения судебного процесса как эстетической практики. Судебный процесс - это практика, через которую познается реальность, определяется мера допустимости, приемлемости, ценности любого феномена или события.

Ключевые слова:  постнеклассика, процесс, процессуальность, множественность, игра, судебный процесс, эстетика.

Semenovitch A.V.

THE AESTHETIC ASPECTS OF THE JUDICIAL PROCESS AS THE ACTUAL PRACTICES OF MODERNITY WITHIN THE FRAMEWORK OF POSTNONCLASSICAL TYPE OF THINKING

The judicial process is considered in the context of the postnonclassical type of thinking. The modern reality determines the relevance of the judicial process. The judicial process must be regarded like one of the most important categories of philosophical discourse that is process. The judicial process has categories which are characterized for postnonclassic such as processuality, variability, multiplicity, probability, relativity, game. The the judicial process review under categories of postnonclassic detects that it has a specific sensory emotional field in addition to the utilitarian component. The judicial processes participants exist through different feelings, emotions that create specific images (metaphors) of the surrounding reality, through which the aesthetic appears. It is noted that the judicial process review like an aesthetic practice is relevant. The judicial process is a practice through which reality discover,  the measure of validity, acceptability, values of any phenomenon or event is determined.

Keywords: Postnonclassic, process, processuality, multiplicity, game, trial, aesthetic.

 

Новашина М.С. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗВУКОЗАПИСИ РУССКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА

В данной статье автор подтверждает мысль о том, что русский песенный фольклор является действенным средством воспитания чувства патриотизма, эстетического вкуса студентов-музыкантов. В статье подробно, на основе научного анализа раскрывается  процесс воспитания чувства патриотизма у студентов-музыкантов в ходе  звукозаписи русского песенного фольклора. На лекционных занятиях по дисциплине «Педагогика и психология» автор выявил эффективность данной дидактической технологии,  которая  выступила оптимальным проблемным элементом педагогического эксперимента автора на факультете музыкального искусства Московского государственного института культуры.

Ключевые слова: русский песенный фольклор, чувство патриотизма, студент-музыкант, процесс звукозаписи

Novashina M.S.

EDUCATION OF SENSE OF PATRIOTISM AT STUDENTS MUSICIANS IN THE COURSE OF SOUND RECORDING OF THE RUSSIAN SONG FOLKLORE

In this article the author confirms a thought that the Russian song folklore is an effective educational tool of sense of patriotism, esthetic taste of students musicians. In article it is detailed, on the basis of the scientific analysis process of education of sense of patriotism at students musicians reveals during sound recording of the Russian song folklore. On lecture classes in discipline «Pedagogics and psychology» the author has revealed efficiency of this didactic technology which has acted as an optimum problem element of a pedagogical experiment of the author at faculty of musical art of Moscow State Art and Cultural University.

Key words: russian song folklore, sense of patriotism, student musician, sound recording process

Светланова В.И. ТВОРЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ КАК КУЛЬТУРНЫЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ВНЕ ВОЗРАСТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

В статье рассматривается феномен трансформации представлений об обучении игре на музыкальных инструментах, в частности скрипке, определяется круг связанных с этим вновь появившихся задач, а также рассматривается психофизиологический подход как один из методов целевого решения.

Ключевые слова: обучение игре на скрипке, психофизиология, двигательный паттерн, внепостановочный блок.

Svetlanov V.I.

CREATIVE MUSIC-MAKING AS A CULTURAL AND RECREATIONAL PHENOMENON BEYOND AGE LIMITS

The article deals with the phenomenon of ideas transformation about  the musical instruments (violin) studying, defines the circle of the new related with it problems, and also considers the psychophysiological approach as one of the target solution methods.

Keywords: Playing the violin education, psychophysiology, motor pattern, violin beyond staging block.

Павлич Д.И. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ МИФ В КОНТЕКСТЕ ЭКЛЕКТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

В статье рассматриваются основные характеристики современного мифологического сознания в рамках эклектического мировоззрения на примерах сферы массовых коммуникаций, а также причины того, что миф стал одним из основных инструментов формирования эклектического мировоззрения. Анализируются механизмы конструирования эсхатологических мифологем, такие как «химеризация», «фрейминг». Современная эсхатология обладает серийностью, транслирует множество возможных сценариев, которые равнозначны функционально.

Ключевые слова: мифологическое сознание, эклектическое мировоззрение, фрейминг, химеризация, объективизация мифа, эсхатологическая мифологема.

Pavlich D.I.

THE ESCHATOLOGICAL MYTH IN THE CONTEXT OF THE ECLECTIC WORLDVIEW

The article considers the main characteristics of the modern mythological consciousness within the eclectic worldview through the examples of from the sphere of mass communications, also the reasons why the myth has become one of the main instruments of formation of the eclectic worldview. The author analyses the mechanisms of construction of eschatological myths, such as "chimerization", "framing". Modern eschatology has serial translation with many possible plots that are functionally equivalent.

Key words: mythological consciousness, an eclectic worldview, framing, chimerization, the objectification of the myth, the eschatological myth.

Ядыкин Н.Э. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются информационные системы, которые в будущем могут использоваться в сфере культуры и образования. Ставиться вопросы о необходимости повышения вычислительной мощности для организации  информационных систем будущего, и о обусловленности данной мощности. Приводятся примеры возможных внедрений информационных систем будущего в сфере культуры и образования.

Ключевые слова: информационные системы, виртуальная реальность, документооборот, интернет представительство, сайт, образование, культура, технологии будущего.

Yadikin N.E.

INFORMATION SYSTEM IN THE SPHERE OF CULTURE AND EDUCATION

This article discusses the information system that in future can be used in the field of culture and education. Put questions about the need to increase computing power to organize information systems of the future, and the conditionality of this capacity. Examples of possible implementations of information systems of the future in the field of culture and education.

Keywords: information systems, virtual reality, workflow, online representation, website, education, culture, technology of the future.